1 января 2016 года произошло долгожданное для российских застройщиков событие – вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одним из главных инициаторов появления которого выступала Группа компаний КОРТРОС. Нет ничего удивительного в том, что, заходя в территории со стратегической миссией, руководство компании всегда стремилось установить прозрачные и взаимовыгодные нормативно-правовые основания для взаимодействия с региональной властью. Теперь, с принятием нового закона, это происходит намного проще и эффективнее.
В документе впервые дается правовое определение понятия «государственно-частное партнерство»: «ГЧП – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». Закон о ГЧП регламентирует вопросы подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры (транспортной, социальной, коммунальной и инженерно-технической). Его главное отличие от закона о концессиях и госзаказа заключается в норме, согласно которой на объект соглашения о государственно-частном партнерстве возникает право частной собственности.
Если обобщить, то государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Современные схемы ГЧП позволяют реализовать важные для регионов инфраструктурные объекты в условиях бюджетных ограничений.
Традиционно модели государственно-частного партнерства как в России, так и за рубежом, разворачиваются на строительстве объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а главным мотивом становится стремление сократить участие государства в экономике. В основе идеи ГЧП лежит теория смешанной экономики. Однако нельзя назвать им любое взаимодействие государства и частного капитала. Критерием того, что перед нами именно ГЧП может выступать принятие бизнесом функций, традиционно выполняемых государством. Развитие и поддержание инфраструктуры (производственной, транспортной, социальной) – наиболее типичный пример.
Международные практики использования ГЧП привели к формированию развернутой типологии моделей подобного сотрудничества, каждая из которых может быть эффективна в конкретных социально-экономических условиях.
Стратегическим принципом политики Группы компаний КОРТРОС является гибкость в реализации инвестиционных схем и жилищных программ в рамках ГЧП. Среди них:
При этом существует разумный баланс между социальной ответственностью и коммерческой успешностью бизнеса, в том числе и при партнерстве с государственными институтами развития. Так, построенный в рекордно быстрые строки (2 года!) крупнейший в Европе курортный комплекс Azimut Hotels в Сочи – продукт партнерства Правительства Российской Федерации и КОРТРОСа. 3600 единиц его номерного фонда смогли обеспечить комфортное проживание участников и гостей сочинской Зимней Олимпиады.
Другой пример успешного партнерства органов власти и компании – строительство в новом екатеринбургском районе «Академический» медицинского кластера: учебных корпусов Уральского государственного медицинского университета и высокотехнологичного завода по производству кардиостимуляторов.
«Главное, на что нужно обращать внимание при работе с государственными структурами, это баланс интересов. Вопреки расхожему мнению, у государства нет желания вытянуть из бизнеса последние жилы. В этом случае оно лишится налогоплательщика, причем в лице КОРТРОС весьма серьезного, – убежден Директор управления по государственно- частному партнерству Довран Гарагозов. – Государство не может отказаться от решения насущных проблем. И тут мы можем подставить свое плечо. Да, не рассчитывая на серьезную финансовую отдачу, мы компенсируем ее стабильностью нашего партнерства. Главное видеть возможность компромисса, не бояться идти на диалог. Можно сожалеть, что немногие осмеливаются на такое сотрудничество».
Помимо репутационных бонусов, плодотворное сотрудничество ГК КОРТРОС с федеральными и региональными государственными структурами позволяет девелоперу привлекать новых инвесторов к реализации проектов комплексной застройки и рассчитывать на софинансирование проектов из бюджетных источников, возможность которого предусмотрена новым федеральным законом.